Генетическое программирование детей под запретом, но его нарушают

В некоторых странах, в том числе в России, генетикам запрещено работать в лабораториях с человеческими эмбрионами, которые старше 14 дней. Все упирается в безопасность. Да, волшебная биотехнология позволяет даже сделать человека невосприимчивым к ВИЧ, но ее негативное влияние еще недостаточно изучено. С какого момента эмбрион стоит считать достаточно чувствительным и человекоподобным, чтобы запретить с ним экспериментировать?

В последнее время мы часто слышим о новостях из мира эмбриологии и репродуктивных технологий, которые якобы позволяют создать сверхчеловека. Все эти эксперименты вызывают множество вопросов и сомнений — как технологических, так и этических. Эмбрионы представляют такой большой интерес для ученых, потому что на ранних этапах развития зародыша клетки его тела еще не дифференцированы. Это значит, что они могут превратиться в клетки любой ткани организма. Именно такие клетки называют стволовыми, и хотя они встречаются даже во взрослом организме, эмбриональные стволовые клетки представляют наибольшую научную ценность.

3-D визуализация стволовых клеток эмбриона Фото: © Anusorn Nakdee / Shutterstock / FOTODOM

Чем дальше развиваются методы эмбриологии, тем выше риск, что ученые смогут случайно навредить развивающемуся организму. В 80-е годы прошлого века ученые, юристы и биоэтики договорились ограничить эксперименты над зародышами в пробирке 14 днями после оплодотворения. В 2021 году Международное общество исследования стволовых клеток объявило о снятии важного ограничения в исследованиях эмбрионов человека. С ученых тогда убрали лимиты по продолжительности жизни эмбриона, опыты над которым они проводят. Правда, в России, Турции, Германии, Австрии, Италии эксперименты на человеческих эмбрионах до сих пор запрещены.

Как сейчас

В начале марта в Лондоне прошел III Международный саммит по редактированию генома человека. Ученые обсуждали перспективы идущих сейчас исследований. Есть, например, успехи в изменении генома соматических клеток для лечения некоторых болезней —  серповидноклеточной анемии и хронической анемии. А вот с наследуемыми болезнями остаются сложности — использование для борьбы с ними «генетических ножниц» CRISPR-Cas9 остается недопустимым. Безопасность процедуры так и не подтверждена, а необходимые строгие протоколы не разработаны.

Волшебные ножницы

Метод СRISPR-Cas9 принес его создательницам Дженнифер Даудне и Эммануэль Шарпантье Нобелевскую премию по химии в 2020 году. Он основан на древнем механизме бактерий по защите от вирусов. Ферменты группы Cas способны как бы «разрезать» геном вирусов, если копия фрагмента последних записана в их геномной последовательности между участками CRISPR.

«Молекулярные ножницы» стали рабочим инструментом для генетиков по всему миру Фото: © Sabelskaya / Shutterstock / FOTODOM

После обнаружения бактериологами подобного механизма он быстро перекочевал в руки генных инженеров, и теперь его часто называют «генетическими ножницами» или «молекулярными ножницами».

Говорили и об актуальных проблемах. Одна из главных связана с изменением генома человеческих эмбрионов. Точнее, регулированием применения этой технологии. В целом саммит прошел спокойно. Международного скандала, как это было на предыдущем, не случилось.

Ученый-преступник

На прошлом слете генетиков в Гонконге в 2018 году китайский исследователь Хэ Цзянькун рассказал миру о том, что отредактировал геном эмбрионов, которые были использованы для экстракорпорального оплодотворения.

Отец девочек-близнецов ВИЧ-положителен, поэтому ученый вмешался в работу гена CCR5, благодаря чему дети должны были стать невосприимчивы к вирусу иммунодефицита. После рождения их геном изучили, и оказалось, что обе копии гена изменить удалось только у одной из малышек. У другой одна из них осталась прежней, то есть ребенок не защищен. Сейчас детям чуть больше четырех лет, но о них мало что известно. Разные источники отмечают, что они здоровы и спокойно живут с родителями.

Хэ Цзянькуй во время своего исторического выступления в Гонконге, он не сразу вышел к трибуне, когда объявили его доклад, а закончив его, немедленно покинул зал Фото: © ALEX HOFFORD / EPA / ТАСС

На суде Хэ Цзянькуну вменяли в первую очередь то, что для процедуры редактирования генома не было медицинских показаний. В итоге ему дали три года лишения свободы. В интервью после освобождения исследователь заявил, что не считает свои действия недопустимыми, а лишь поспешными.

Как обезопасить детей инфицированного ВИЧ-родителя?

Сделать здоровыми ребенка ВИЧ-положительного человека можно, не вмешиваясь в геном. Дело в том, что вирус не проникает в сперматозоиды, но в обилии содержится в семенной жидкости. Центрифугирование спермы в градиенте плотности в специальной среде позволяет отделить сперматозоиды. После этого часть из них обязательно проверяют на ВИЧ. Если результат отрицательный, то их можно использовать для оплодотворения.

Отсидевший Хэ Цзянькуй быстро нашел спонсоров и в прошлом году основал в Пекине лабораторию имени себя самого — Jiankui He Lab. Там он занимается лечением мышечной дистрофии Дюшенна и другими заболеваниями. Как заявляет китайский ученый, он будет редактировать геном в соматических клетках.

Хотя, конечно, никто не может исключить вероятность того, что он вернется к работе с эмбрионами. В Китае официально запрещено делать это в медицинских учреждениях, университетах и исследовательских центрах. Но лаборатория Хэ Цзянькуя не подпадает под действие соответствующего закона.

Колба с жидким азотом, содержащая суспензию стволовых клеток Фото: © Elena Pavlovich / Shutterstock / FOTODOM

Российские гены

«Способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека не могут быть объектом патентных прав», говорит статья 1349 Гражданского кодекса России. Такая формулировка запрещает исследователям заниматься редактированием генома человеческого эмбриона, чтобы потом имплантировать его женщине для вынашивания.

Тем не менее генетически изменять эмбрионы в нашей стране не запрещено, и этим занимаются. Так, после статьи в журнале Nature в 2019 году на слуху международного научного сообщества оказалось имя Дениса Ребрикова. Сотрудник Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова редактировал ген GJB2, мутация которого приводит к неизлечимой сенсоневральной тугоухости. Это могло бы помочь глухой паре родить здорового ребенка, но сам исследователь признавал, что полной уверенности в безопасности метода нет.

«Нужно официально прописать в законе, что в клинически обоснованных случаях это допустимо. О том, что считать клинически обоснованным случаем, в научном мире нет консенсуса (хотя о том, что в опытах Хэ Цзянькуя случай не был клинически обоснованным, консенсус есть). Но если в законе будут прописаны клинические показания, то консенсус уже не требуется», — сказал он в интервью Forbes.

Как бы то ни было, считает Ребриков, в ближайшие годы человечество придет к легализации редактирования генома эмбриона.