Детское искусствоведение: рассуждать или творить?

Преподаватели Президентского лицея «Сириус» разработали для дошколят и учащихся младших классов программу «Карамельный носорог: об искусстве для детей просто и вкусно». На уроках ребята знакомятся с разными видами живописи, архитектуры и скульптуры, с работами великих мастеров разных эпох. Погружаясь в процесс, ребенок учится смотреть на объекты творчества с пониманием их смыслов. Как стать эстетом в шесть лет, рассказывает один из авторов курса Анастасия Ахмадуллина.  

Становление искусствоведения

В танце мы учимся красиво двигаться, музыкой занимаемся, чтобы развивать слух, а в рисунке отображаем мир на холсте через призму своего восприятия. В творчестве люди раскрывают талант и внутренний потенциал, но искусство это в первую очередь язык, который требует понимания.  

В искусстве, как и в беседе с иностранцем, без знания языка не обойтись. Каждое произведение, будь то картина, скульптура, музыкальная композиция или танец, это контекст, который хотел донести автор до зрителя. Поэтому для понимания смысла музейных экспонатов нужны знания.

Элементы искусствоведения зародились в древности, но долгое время входили в состав философии, богословия, практических руководств по ремеслам и других наук. Об искусстве рассуждали еще греческие философы Платон (427 до н.э. — 347 до н.э.) и его ученик Аристотель (384 год до н.э. — 322 год до н.э.), а римский ученый Марк Витрувий (I в. до н.э.) написал трактат «Десять книг об архитектуре», в котором обобщил античный опыт зодчества.   

Аристотель определял искусство как «творческую привычку, следующую истинному разуму» Фото: © Ververidis Vasilis / Shutterstock / FOTODOM

Джорджо Вазари (1511–1574) в эпоху Возрождения издал самый известный труд своего времени «Жизнеописания», который до сих пор служит искусствоведам настольной книгой. В нем собраны истории жизни Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и еще десятков выдающихся творцов Ренессанса. 

Однако о необходимости систематизированного изучения произведений искусства заговорили только в XVIII веке. Первым это сделал историк Иоганн Винкельман (1717–1768) в своем труде «История искусства Древнего мира», за который немца прозвали отцом искусствознания.

Сегодня основная задача искусствоведа донести смысл прекрасного, помочь научиться ориентироваться в мире высоких материй и понять истинный смысл творчества.

Ценить прекрасное с детства

В январе 2023 года в Президентском лицее «Сириус» запустили авторскую программу «Карамельный носорог: об искусстве для детей просто и вкусно». Она знакомит ребят в возрасте 6–10 лет с творчеством разных эпох и народов, с великими маэстро и их секретами.

Каждое занятие — это рассказ об одном из важных этапов развития искусства и увлекательное практическое задание на закрепление материала. К примеру, изучая Древний Египет, дети погружаются в мир величественных пирамид и загадочных сфинксов, а потом создают своими руками жуков-скарабеев из глины, которым поклонялись египтяне. А японская философия созерцания и единения с природой раскрывается для них при освоении старинной техники оригами.  

Кроме того, «Карамельный носорог» сотрудничает с филиалом музея-заповедника «Фанагория» в Парке науки и искусства «Сириус». Здесь ребята могут посетить мультимедийную реконструкцию древнегреческого города и увидеть уникальные артефакты античной цивилизации, включая амфоры, терракотовые статуэтки и реликвии первых христиан.

Авторы и преподаватели программы «Карамельный носорог»

Анастасия Ахмадулина — руководитель социально-гуманитарного направления, выпускница бакалавриата и магистратуры РГПУ им. А. И. Герцена, победитель конкурса инновационных продуктов в Санкт-Петербурге, автор публикаций в издательстве «Либер-Дом».  

Педагогический стаж: восемь лет.

Александра Кукса — педагог дополнительного образования, выпускница бакалавриата и магистратуры МГПУ им. М. Е. Евсевьева, член Международного союза педагогов-художников.

Педагогический стаж: четыре года.

Для тех, кто болеет или не может присутствовать на занятиях, предусмотрено дистанционное обучение. Каждый урок размещается на электронной платформе с вопросами для повторения материала, теоретическим блоком и карточкой с практическим заданием. В ближайшее время должны появиться боксы «Носорожу» с материалами для творческих занятий дома. В такие наборы войдут: глина, инструменты, ткань для техники батик, плитки для росписи и многое другое.

Сейчас программа рассчитана на полгода и содержит пять модулей:

  •       «Древний мир»;
  •       «Искусство великих цивилизаций Востока»;
  •       «Искусство Античного мира»;
  •       «Искусство средневековой Руси»;
  •       «Искусство стран Западной Европы в эпоху Средневековья».

Для подведения промежуточных итогов по завершении каждого модуля ребята проходят квест. В скором времени разработанные задания и материалы лягут в основу настольной игры «Карамельный носорог: путешествуем в искусство». Авторы также планируют продлить программу до года и охватить период от эпохи Возрождения до XX века, а осенью издать книгу по детскому искусствоведению «Как смотреть на искусство, если ты носорог!».

 

 

Оцените статью
Поделись знанием