Российские ученые придумали, как бороться с подделками
Контрафакт — проблема, с которой в жизни мы сталкиваемся чуть ли не каждый день. Как правило, подделывается то, что пользуется большим спросом у потребителей, поэтому в зоне риска все повседневные товары. Для решения этой проблемы российские ученые придумали оригинальную технологию создания полимерной упаковки, которую невозможно повторить. Секрет заключается в скрытой маркировке.
Есть несколько распространенных способов защиты товаров от подделок. Можно постоянно менять этикетки, упаковки, но проблема в том, что зачастую потребитель не помнит, как выглядит актуальная упаковка товара. Поэтому сейчас чаще всего пользуются интерактивным кодом защиты продукции. Это так называемые системы бренд-контроля — когда на товар наносится код, а потребитель его проверяет.
Более бюджетный и надежный способ предложили ученые из Московского политеха под руководством почетного профессора университета Александра Кондратова. Исследователи придумали новую упаковку из нескольких слоев прозрачной полимерной пленки. Во время ее производства прямо в толще полимерного материала создается цветопеременная маркировка с эффектом плеохроизма — оптического явления, при котором цвет меняется в зависимости от угла зрения. В данном случае полноцветное изображение защитных меток можно увидеть только в поляризованном свете. Маркировка генерируется благодаря комбинации перфорации, термической обработки и термосварки, причем для каждой партии создается своя оптическая метка вроде штрих-кода. Помимо уникальных оптических свойств, они обладают памятью формы, то есть имеют неповторимый рельеф. По этим меткам, интегрированным в материал упаковки, можно будет определить подлинность продукции.
В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении продажи поддельного товара (если этот факт не был оговорен продавцом) покупатель по своему выбору вправе: потребовать замены товара на оригинал или соразмерного уменьшения покупной цены, а также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Ученые отмечают, что стоимость реализации данного решения несопоставима с другими технологиями. Изобретение российских ученых уже прошло все необходимые лабораторные испытания и получило патент. Следующий шаг — масштабирование и внедрение на производствах полимерных упаковок.