Как устроена санно-бобслейная трасса «Санки»
Десять лет прошло после Олимпиады-2014, а «Санки» все едут и тормозить, похоже, не собираются. Санно-бобслейная трасса максимально загружена, работа там кипит круглосуточно. С раннего утра до позднего вечера проходят тренировки и соревнования, ночью заливается трасса, чистятся от снега дороги. Расскажем, из каких деталей собран этот сложный спортивный механизм.
«Санки» — это база отечественных сборных по санному спорту, скелетону и бобслею. Она является единственной трассой такого уровня в стране, поэтому там проходят все российские соревнования по этим видам.
Не похожая на других
На санно-бобслейной трассе в Красной Поляне самый большой штат специалистов среди подобных объектов. Комплекс обслуживает 160 человек. Среди них 34 ледовара, которые заняты круглые сутки. Для сравнения, в Латвии за треком в Сигулде следят всего 12 сотрудников, которым достаточно два раза в день пройтись по желобу и сделать профилактику. Природные условия позволяют прибалтам работать в таком режиме.
Другое дело «Санки» — хозяйство большое и сложное в управлении. Площадь желоба — около 9 тыс. м². Чтобы охладить такой трек и наморозить лед в нужном объеме, требуется около 72 тонн хладагента. Вот почему на «Санках» есть целая аммиачная станция. Производимое ею вещество пускают по трубкам, вмонтированным в бетонный желоб. Когда он охлаждается, на нем начинает формироваться лед. По сути, это большой открытый холодильник.
Главная сложность в том, что желоб находится на открытом воздухе. Трассу начинают заливать еще в сентябре, когда температура на улице может превышать +30 °C. Дожди и высокая влажность приводят к тому, что на льду начинает расти иней, поэтому во время тренировок или соревнований ледоварам приходится каждые два-три часа чистить и «проливать» трек.
Ледовары — кто они такие?
ЧитатьПомимо ежедневной работы, специалисты постоянно проводят необходимый текущий ремонт, а также более масштабные перестройки.
«Из последних — мы полностью заменили систему подачи воды. Поменяли шесть километров труб на склонах в горах. Олимпийские строители делали все, чтобы максимально сохранить природный рельеф. Когда прокладывали металлическую трубу, ее засыпали грунтом, камнем и повредили. Со временем она вышла из строя», — объясняет руководитель службы эксплуатации горного кластера Валентин Гетманов.
Санки на «Санках»
Трасса принимает сотни спортсменов, и в среднем за сезон они совершают десятки тысяч спусков. Несколько лет назад установили рекорд — 40 тысяч. Постоянные повторения помогают досконально изучить трек. К примеру, саночники практически не видят, куда едут, ориентируясь лишь по некоторым элементам наверху: козырьку виража, тенту или видеокамере. Также приходится полагаться на память и ощущения.
«Ювелирная работа. Мы должны войти в правильную точку под правильным углом, подняться до нужной высоты, развернуть сани, дать им направление, а дальше стараться не мешать.
Фишка в том, чтобы очень точно, не мешая саням, ехать к финишу
Чем выше скорость, тем аккуратнее. Сами сани никуда не поедут — спортсмен обеспечивает им траекторию», — делится опытом трехкратный чемпион мира по санному спорту Роман Репилов.
Про свой инвентарь саночники говорят: в управлении это самый тонкий инструмент из всех на трассе. Санки гибче и легче скелетона, а с бобом для бобслея их вообще нелепо сравнивать. Все равно что машину для ралли «Париж — Дакар» сопоставить с болидом «Формулы-1», шутят спортсмены.
Управлять санями нужно почти всем телом. Они чувствуют каждое нажатие плеча. К корпусу с помощью металлических кронштейнов крепятся полозья. Ими управляют ногами — когда спортсмен давит на правый полоз, тот касается льда, а левый в это время поднимается. Тут как на лыжах: жмешь вправо — едешь влево, и наоборот.
«Одно время у нас хромала сборка саней: мы собирали „Жигули“, а иностранцы ездили на „Поршах“; мы делали сани в гаражах, а они — на производствах, где другой уровень металлообработки. Сейчас работаем над инвентарем, чтобы не потерять форму. Но поскольку мы катаемся на одной трассе, теряем опыт управления на других. И все равно наши спортсмены в боевой готовности», — рассказывает многократный победитель чемпионатов мира и Европы по санному спорту Семен Павличенко.
Глаза трассы
Каждое движение спортсмена фиксируют видеокамеры — их на «Санках» 64. Изображения выведены на экран в отделе хронометража. Там не только следят за тем, что происходит на виражах, но и, по сути, ведут тренировочные сборы или соревнования.
Тренеры заранее подают специалистам список участников с порядком старта. Данные вносятся в программу, и, следуя им, по трассе объявляют, кто сейчас будет выступать, а кому уже надо готовиться.
Там же ведется хронометраж — засекают время не только старта и финиша, но и преодоления каждого виража. Потом тренер может запросить подробную информацию о прохождении трассы своим подопечным, чтобы скорректировать его подготовку и улучшить результаты.
«Нужно быть максимально внимательным и включенным в процесс, ведь в любую секунду может случиться что-то непредвиденное — например, падение. К тому же постоянно идет большой поток информации из интеркома: и тренер что-то хочет узнать, и сотрудники спрашивают, нужна ли помощь. Тут же нужно вызвать медика, его скоординировать, запросить машину. Так что на смене должно быть минимум два человека, а лучше три. Мы все взаимозаменяемы», — объясняет тонкости своей работы главный специалист отдела хронометража Маргарита Мальина.
Когда зимний сезон подходит к концу, трасса не впадает в спячку, как краснополянские медведи. Она продолжает работать в другом режиме. В апреле лед размораживается и начинаются профилактические работы. Хотя спортсмены приезжают на сборы и летом — форму нужно поддерживать. Вместо полозьев они ставят на санки ролики и продолжают гонять.